Операция по изменению формы носа — одна из самых популярных в сфере пластической хирургии наравне с маммопластикой. Однако делать ее сложнее и дольше, а специалистов по ринопластике существенно меньше.
Именно нос в большой степени создает общее впечатление от лица, поэтому ошибки здесь дорого стоят. Поможет ли ринопластика избавиться от храпа и стоит ли переделывать обратно курносый нос, рассказали участники круглого стола «Доктора Питера».
Ринопластика — одна из самых популярных операций наряду с маммо-, блефаропластикой и липосакцией, но практикующих специалистов действительно очень мало: операция сложна в техническом плане, так как касается не только эстетики, но и дыхания, и пациенты здесь сложные. Нос — это центр лица, где все возможные недостатки сразу видны. Именно он придает лицу характер и меняет восприятие человека, поэтому крайне важно выбрать хорошего специалиста. В моей практике редко приходят пациенты с проблемой, которая видна только им, — чаще это объективные причины, совпадающие с необходимостью восстановить дыхание.
При этом Юлия Лебедева убеждена, что далеко не все «некрасивые» носы нужно оперировать:
— Если пациент долго сомневается после консультации — то, скорее, нет. Если же при взгляде в зеркало у него ухудшается настроение, он не фотографируется или избегает определенных ракурсов, меньше общается, тут все же стоит сделать операцию и забыть про комплексы.
Техника решает
Ринопластика — самая технологичная операция. Существует множество вариантов ее выполнения: с закрытым или открытым доступом, с сохранением структур носа или полной их реконструкцией. Все зависит от пожелания пациента, исходной анатомии и подхода специалиста.
Важная особенность ринопластики в том, что она проводится под общим наркозом. Нередко пациенты просят местную анестезию, не понимая, насколько это сложная и длительная операция. Любая чувствительность вызывает повышение давления и усиливает кровотечение, что затрудняет доктору работу и доставляет дискомфорт пациенту. Так что не стоит пугаться наркоза — тем более современный его вариант достаточно безопасен, а тщательное предоперационное обследование сводит к минимуму все возможные осложнения.
Красота плюс польза
Проблема ночного храпа сложная, и существуют целые специализированные центры по лечению этого состояния. В отдельных случаях он действительно вызван обструкцией дыхательных путей, и в таком случае ринопластика поможет. Но если есть другие проблемы, нужно будет обращаться в такие центры. Поскольку для проведения ринопластики нам необходим хрящевой материал для укрепления отделов носа и фиксации их в нужном положении, мы используем небольшой фрагмент перегородочного хряща. Поскольку мы будем работать с перегородкой, нам не составляет труда убрать все неровности перегородки и восстановить проходимость дыхательных путей. Если ринопластика не первая или была проведена ранее септопластика, то возможности взять фрагмент перегородочного хряща уже нет. В таком случае потребуется реберный хрящ, а это намного сложнее. Поэтому оптимально корректировать носовое дыхание одновременно с эстетикой, а не делать две разные операции.
Без ножа
Тут есть две стороны, с одной, пациент не хочет серьезных воздействий и долгой реабилитации, с другой — приходит за стабильным эстетически удовлетворительным результатом. Так вот, безоперационная ринопластика эффективностью не отличается. Тут могут применять как филлеры на основе гиалуроновой кислоты, так и нити, и ботокс. Но за этой операцией чаще всего приходят, чтобы уменьшить нос, а филлеры, напротив, добавляют объем. Нити же дают кратковременный эффект и нередко в области носа воспаляются и нагнаиваются. Также результаты безоперационной ринопластики показывают сразу после процедуры, что может ввести в заблуждение — ведь этот результат меняется со временем. В конечном итоге все рано или поздно приходят к пластическому хирургу.
Риски и восстановление
При грамотно выполненной ринопластике проблем возникнуть не должно. Если были жалобы на нарушение носового дыхания и неровности перегородки, то в процессе их убирают. Но при ринопластике сужается кончик носа и ноздри, что может декомпенсировать носовое дыхание, так что требуется определенная профилактика.
Считается, что примерно на 10-й день, когда мы снимаем гипс или лангету, заканчивается ранний период реабилитации, — пояснила эксперт. — Тогда пациент уже без особых признаков прошедшей операции возвращается к социальной жизни. Ринопластика считается легкой в плане восстановления — без особых отеков, болей и гематом. Так как мы работаем с пьезоаппаратом, который не повреждает мягкие ткани и позволяет работать только с костью, период реабилитации составляет 10-11 дней. Сразу после операции мы назначаем аппаратный лимфодренаж, микротоковую и светотерапию для ускорения заживления и разрешения отека. Обязательно выдаем аптечку со всеми необходимыми медикаментами и средствами ухода, даем рекомендации — и на 4-5 день приглашаем на перевязку, осмотр и туалет полости носа.
«Подравнивание тортика»
Повторная ринопластика проводится, если форма не удовлетворяет пациента либо когда при заживлении появились какие-то недостатки. Тогда это называется коррекционной ринопластикой. Такой риск есть чаще у пациентов с тонкой кожей или исходно искривленным асимметричным носом. В среднем повторная операция нужна 5% пациентов — и около 3% ее делают, то есть не все в конечном итоге. Стало лучше и ровнее, чем до операции, и пациенты удовлетворены.
Бережно и прогрессивно
Ринопластика развивается в сторону максимального сокращения травматичности. С 2016 года мы начали применять в работе пьезоаппарат для более деликатной работы с самой непредсказуемой частью носа — костями — и, соответственно, для более комфортного и короткого периода реабилитации. Также мы используем сохраняющие методы, когда нос не разбирается полностью, а какие-то его структуры и отделы сохраняются. Тем не менее все равно продолжается поиск новых технологий и инструментов, чтобы сократить период реабилитации и получать более естественные результаты.